Значение переднего угла в традиционных жилищах удмуртов
История Удмуртии - Хозяйство и культура
06.09.2019 17:36

В традиционном обществе жилище, кроме утилитарной функции жилья, выполняло и функцию религиозного святилища. К чему много примеров в этнографии. Например, в жилище народов Сибири особое место в интерьере занимала полка в переднем углу, где хранились изображения духов и другие религиозные святыни. Подобное же мы встречаем и в куалах.

В корка же, передний угол не вполне оформился в этом качестве. По мнению Г.К. Шкляева, даже у крещеных удмуртов он выполнял по большей части функцию светскую, являясь наиболее почетным местом, хотя там и хранились иконы. Функцию же религиозную сохранила за собой полка с семейными святынями в куала. Иное мы наблюдаем у восточных славян, у которых красный угол наделялся особенной святостью. Но все же, у закамских удмуртов передний угол был соотнесен с некоторыми религиозными обрядами. Например, при семейных молениях в доме, обращались в его сторону. При постройке дома стремились, по возможности, расположить передний угол в южном или юго-восточном направлениях, т.е. в ту сторону, куда удмурты обращались к богам с молитвами. Можно предположить, что религиозная значимость переднего угла у закамских удмуртов возросла с исчезновением у них семейных куала. У крещеных закамских удмуртов в переднем углу находились иконы, выполняя функцию семейного алтаря.

Особой семантической наполненностью в жилище удмуртов обладают передний угол, печь (гур), матица (мумыкор), двери, порог, окна (укно). Данные элементы жилища, по определению А.К. Байбурина, являются значимыми, т.е. такими, которые обеспечивают статус дома, "делают жилище жилищем", и которые "наряду со специальными конструктивными и инструментальными функциями всегда обладают и функцией границы", с чем и связывается приписываемое им экстраконструктивное содержание.

Передний угол (тӧро шор) у удмуртов - это наиболее почетное место в доме, где сидит домохозяин, куда рассаживают наиболее почетных гостей. Данная функция переднего угла отразилась и в его названии: тӧро - вождь, старейшина; шор - середина или сэрег - угол - буквально угол или место старейшины. В понятие тӧро шор вписывался и стол, где он стоял, хотя он был отодвинут от фактического угла жилища нарами. Даже можно сказать, что без стола передний угол терял свое значение, так как именно в месте за краем стола, стоящего в переднем углу, тӧро шор и находился. Человек, сидящий там, должен быть уважаемым, почтенным, т.е. иметь высокий социальный статус. Из гостей туда стремятся рассадить наиболее почетных и приезжих издалека.

Тӧро шор - место хозяина дома. Домохозяин, сидящий на тӧро шор вокруг которого расположились его дети - является показателем идеальности положения дел в семье:

- «У доброго отца дети вокруг стола,

В красном углу он сам».

Место в переднем углу могут занимать только мужчины. Во время обрядов гостевания, которые проводятся осенью после забоя скота, гости-мужчины садятся за ту часть стола, которая ближе к переднему углу, женщины - по другую часть стола. Подобный обычай рассаживания за столом соблюдается также и на поминках.

На столе в переднем углу всегда должен находиться каравай хлеба. То, что удмурты на столе всегда держат хлеб, отмечал еще в середине XIX в. В.М. Черемшанский. Даже если хозяева покидают свой дом, то на столе оставляют каравай хлеба. Если едут на свадьбу, или же, куда-нибудь уезжают, то присаживаются по очереди на тӧро шор и прикасаются к караваю хлеба, прося у Инмара благополучной поездки. Таким образом, переднему углу со стоящим под ним столу с караваем хлеба приписывались охранительные функции.

Передний угол со столом осмысливается как один из центров жизнедеятельности дома, семьи, поэтому, например, когда невеста переходит жить в дом жениха, то ее трижды обводят вокруг стола, символизируя этим прощание с домом.

Богато накрытый на праздник стол является показателем зажиточности семьи:

«Постеленная на стол скатерть

Словно цветы луговые;

Поставленные на стол яства

Словно фрукты с Макарьевского рынка» [перевод наш - Р.С.].

Таким образом, передний угол в представлениях закамских удмуртов это наиболее почетное место в доме, куда могут садиться только уважаемые люди, это также место домохозяина. Передний угол мыслится как место, объединяющее всех членов семьи. Он - олицетворение центра, основания дома.