Авторизация





Божество Акташ
19.11.2014 18:47

В число божеств, которые связаны с почитанием священной рощи керемет, входит также Акташ, которого иногда называют Лудэ Акташ, Лудъя Акташ или Луды Акташ. В деревне Касиярово Бураевского района Башкортостана по словам Нуриевой Зулькайды Мухаметьяновны, 1905 г.р., в керемете молились сначала Луду, потом - Акташу.

В этой же деревне Лудэ Акташу молились на Быдзынал. «На Быдзынал молились во дворе. Выходили втроем. Держали шаньгу, кашу, квас. Первым молились Инмару с шаньгой, кашей - для высь (моления), квасом - Лудэ Акташу». В д. Мамады этого же района проводили моления у березы Акташ кизьпу. Луду поклонялись у Луд кизьпу. Возможно это один и тот же сакральный объект. В деревнях Большой и Малый Качак, Кургак Калтасинского района Башкортостана Лудъя Акташа также поминали на Быдзынал. В селе Новые Татышлы Татышлинского района Акташ упоминается в тексте молитвы, произносимой на жертвоприношении.

В представлениях закамских удмуртов, Акташ выступал очень злым и опасным существом.

По сведениям К. Яковлева, удмурты Бирского уезда Уфимской и Осинского уезда Пермской губерний почитают божество Акташ: «Слово это не вотское, а татарское, что означает белый камень. Сами вотяки об этом божестве, кроме названия ничего не знают». Божество Акташ было известно и другим группам удмуртов. Так по Г.Е. Верещагину, «Акташ, или Якташ - божество злейшее, враждебное людям чудовище».

В.Е. Владыкин культ Акташа связывает с мусульманским влиянием. По его мнению, Акташ в переводе на удмуртский с татарского означает «белый камень», а его почитание связано с мусульманской традицией установки на могилы надмогильных каменных плит.