Божество Музъемкузё (Анакузё)
03.02.2014 17:35

По представлениям закамских удмуртов божество, связанное с землей, называется Музъемкузё (Хозяин земли)/Анакузё (Хозяин надела). Этому божеству на гырыны потон (выезд на пахоту), после вспашки земли в ямку клали горбушку хлеба и яйцо: «Для Музъемкузё в землю зарывали горбушку хлеба. И одно яйцо еще. Детвора искала их, но не находила». У удмуртов д. Старая Кирга Осинского уезда существовал обычай завязывать глаза мальчика, который боронит поле, чтобы он случайно не нашел зарытые яйцо и горбушку хлеба.

Вероятно, представления о Музъемкузё /Анакузё являются развитием образа божества Му-Кылчина. Последнее, в свою очередь, вероятно, представляет собой дальнейшее развитие образа древнеудмуртской богини Музъем Мумы (Мать земли), обитающей в холмах, в связи с чем их запрещалось раскапывать. Согласно У. Хольмбергу, закамские удмурты «Музъем-мумы не молятся, некоторые говорят, что это то же что и Му-Кылчин». У мордвы и марийцев представления о богине земли сохраняются и по сей день: марийцы называют ее Мланде ава, а мордва - Мода/Мастор ава.

В связи с большой ролью земледелия в жизни удмуртов и развитием частнособственнических отношений выделилось еще божество надельного участка поля - Музъемкузё /Анакузё. В деревне Большой Качак Бирского уезда, по словам Ю. Вихманна, Му-Кылчину молились как совместно, так и по отдельности, каждый на своем участке поля. Таким образом, во втором случае обращались к покровительству Му-Кылчина в его ипостаси Анакузё, т.е. к хозяину надела земли, от которого зависит урожай хлеба.