Духи бани
01.02.2018 19:42

Миньчомурт/Миньчокузё/Миньчопери - дух, обитающий в бане, банник. Баня в представлениях многих народов наделялась отрицательными качествами; она воспринималась как опасное место, где обитает нечистая сила. У удмуртов также было особое отношение к бане. В отличие от других надворных построек туда, например, не советовали заходить без особой надобности; вещи из бани запрещалось заносить домой. Вместе с тем, в бане очищались перед любым молением и проводили лечебные процедуры, принимали роды. В быличках и сказках баня - место, где происходят контакты с различного рода нечистыми силами и колдунами.

Как и сама баня, так и дух бани - Миньчокузё, наделялся отрицательными чертами. Это, например, видно из того, что его часто называли Миньчопери (пери - злой дух): «Миньчокузёез Миньчопери шуо». По характеристике К. Яковлева, «Муньчо пери - шайтан, живущий в бане, поэтому вотяки очень боятся бани в ночную пору». Встреча с ним сулила беду. Для избежания встречи с ним надо было при входе в баню подавать голос, чтобы он успел скрыться. Также не советовали ходить в баню после полуночи. По одним представлениям в бане обитал только один дух; по другим же - там жило множество злых духов, которые иногда веселились с песнями и плясками и заманивали к себе случайных прохожих. Подобные же представления были характерны и для других групп удмуртов.

По свидетельству К. Яковлева, закамские удмурты считали, что в бане живет Кузьйырси - Долговолосый, который любит подшучивать над моющимися. У. Хольмберг отмечает, что удмурты Пермской и Уфимской губерний называли банного духа Албасты или Дьырсиё (т.е. «волосатый») - «бес который живет в бане. Существо с длинными волосами». Куединские удмурты в случае появления на губах воспаления, язвочек, говорили, что «дьырсиё чупам» - «банник (букв.: волосатый) поцеловал». По свидетельству Г. Верещагина, у удмуртов Сарапульского уезда Вятской губернии банный дух также имел длинные волосы. Скорее всего, длинные волосы у Кузьйырси (и у других типов банных духов) являются показателем их связи с водяными духами - Вумуртами, у которых также были длинные волосы: их часто видели в полдень на берегу реки, расчесывающими свои длинные волосы. Причиной определенной связи банных с водяными, скорее всего, является соотнесенность бани с водной стихией: в ней человек очищался водой телесно и духовно. В старину бани стояли рядом с водоемами: озерами и реками, что, естественно, также повлияло на связь духов бани с духами воды. Более того, баня иногда может служить убежищем для настоящих водяных. Так, например, в одной из сказок закамских удмуртов, записанных Г.А. Аптиевым, Ву пэри (водяной) просит человека в качестве откупа отправить его сына в баню, где он схватит его и утащит с собой. Коми-пермяки верили, что «в бане живут кульпияннэз (дети водяного черта), которые, правда, основное время проводят в водоемах, а в бани приходят только греться». Также, по представлениям коми-пермяков, баня чуд и кульпияннэз после полуночи уходят из бани и прячутся в воду.

В бане нельзя было оставлять без присмотра младенцев, которым еще не исполнилось сорока дней, т.к. Шайтан мог их там обменять на своих детей. В этом случае младенец без видимых причин становился безобразным на вид и нервным. Если считали, что Шайтан подменил ребенка, то проводили такой обряд. В акшан (сумерки) заносили младенца в баню, ставили его на полок под деревянное корыто. Три раза "рубили" корыто топором, приговаривая: "Моего сына дайте, этот не мой, своего сами заберите". Затем на некоторое время оставляли ребенка в бане под корытом, для обмена его Шайтаном, который, якобы, испугается, что его дитя изрубят и вернет настоящего ребенка. Вероятно, под Шайтаном тут имеется ввиду дух бани, т.к. по представлениям других групп удмуртов детей подменял именно он.

Представления закамских удмуртов о банном духе находят параллели у многих народов Поволжья и Урала. Как и у удмуртов, в мифологии этих народов он предстает как злое, опасное существо. Так, например, приуральские чуваши, как и закамские удмурты, называют банного духа Мунчапэри и считают, что видеть его могут только кошки. Видимо, подобное отношение к духу бани вызвано реальной угрозой исходящей от банных процедур: в черных банях, которыми пользовались практически до середины XX в., нередки были случаи отравления угарным газом.

Обновлено 01.02.2018 19:47