Духи болезней
История Удмуртии - Духовная культура
20.03.2019 14:45

Особое место в мифологических представлениях удмуртов играют духи болезней. Среди различных болезней (насланные Лудом и куалой, Му-Кылчином, умершими, злыми духами, колдунами), закамские удмурты выделяли те, которые вызваны особыми болезнетворными духами, например, такими как Чер (Болезнь), Чача-мумы (Оспенная мать), Кезек (Лихорадка). Как видно из названий, эти духи являются олицетворениями самих болезней.

Словом чер удмурты обозначают как болезнь, так и духа, ее вызвавшего. У. Хольмберг сообщает, что Чер - дух болезни, в зависимости от благосостояния ему жертвуют овцу или гуся. В своих молитвах закамские удмурты просят Инмара, чтобы он убрал болезни Чер-Чур, отпустив их вниз по течению воды, вниз по направлению ветра, т.е. удалил бы их от людей.

Болезнетворным духам закамские удмурты жертвовали коз/козлов. Этих животных в жертву богам не приносили. По сообщению Г. Аптиева, жители д. Старый Варяж Бирского уезда ежегодно весной в полночь приносили в жертву черного козла и при этом умоляли духов болезней той местности, откуда пришли их предки, чтобы они не приходили на новое место и не поразили болезнями домашних животных. В этой же деревне через каждые шесть лет приносили в жертву черного быка и просили, чтобы духи болезней той местности, откуда они переселились, не приходили к ним и не причинили им вреда. В д. Большой Качак Бирского уезда, по инормации Ю. Вихманна, в случае болезней духу болезни также жертвовали козла (мужчины) и козу (женщины). Жертвоприношение проводили ночью, мясо варили и съедали, кости раскидывали по земле.

Для Чача-мумы жертвовали белую овцу или же клали под подушку больного блины. Информаторы из д. Бикзян Бураевского района вспоминают, что во время оспы (чача), молились духу болезни в пятницу во дворе с полбенной или овсяной кашей, или же с мучным киселем и просили легкого исцеления. Жители с. Шавьяды Балтачевского района отмечают, что у заболевшего оспой Чача-мумы поселяется на теле и может там остаться на долгое время, даже после исцеления: «Здесь у сына дяди по отцу Чача-мумы осталась на затылке. Помолились Чача-мумы. Потом закончилось. Там на ее месте осталась плешь». Чача-мумы могла остаться в глазах, в горле и т.д.

Кезек - дух-олицетворение лихорадки. Как сообщает У. Хольмберг, в д. Можга Бирского уезда, если считали, что «схватил Кезек» - «Кезек кутэм», то изготовляли из дерева маленькую куклу (миньо), одевали ее и бросали в воду со словами «Не держи меня, держи ее». У куклы имелись рот, нос и глаза. В д. Каймашабаш Бирского уезда, чтобы изогнать Кезека, стреляли в доме из ружья. При этом больному не говорили, что будут стрелять, и он должен был испугаться. Считали, что болезнь также испугается и покинет больного.

Представления о болезнях, особенно заразных, как вызванных сверхъестественными существами, были характерны для многих народов, что свидетельствует о значительности этого вопроса в традиционном обществе, когда человек, не обладая полными знаниями об их природе, не мог с ними справиться.