Духи кутӥсь
07.05.2018 19:23

В удмуртской мифологии кутӥсь - «бог людских болезней, преимущественно коросты; он находится при ключах и речках». «Кутӥсь» переводится как «Хвататель», «Хватающий», т.е. если он схватит человека за какую-нибудь часть тела, там появляются кожные болезни, нарывы. По сведениям А.И. Емельянова, такие духи назывались «ву кутӥсь» - «водный хватающий».

По представлениям северных удмуртов и бесермян, духи кутӥсь - это души заложных покойников (утопленников, убитых, младенцев, умерших не получив имени и т.д.), которых некому поминать. Как считали бесермяне, души детей, ставшие кутӥсь, продолжали жить около места своего погребения. Так как их не поминали, они испытывали голод, поэтому наступившего на место погребения, они «хватали», последствием чего являлись различные нарывы, сыпь, язвы на коже.

Закамские удмурты считали, что если у человека на теле появляются различные накожные болезни, то его «ву кутэм», т.е. «схватила вода»: «если у кого в семье появится на теле короста или чесотка, вотяки говорят, что его поймала какая нибудь речка или ключ за то, что он либо сморкался, либо плюнул, либо похулил ее или его». Подобные представления бытуют по настоящее время: «Если появится язва на коже, то говорят, что "схватила вода"». В таких случаях, если ворожцы-туночи определяют, что это результат «ву кутэм», то приносят воде жертву: «желающие излечиться по указанию ворожеи в ключ или в речку бросают крупу с солью в холщевой тряпочке и при этом умоляют, чтобы она отпустила и другой раз не держала. Это делается вечером в сумерках, и когда идут бросать означенные вещи, то зорко следят, чтобы их никто не видел, в противном случае оставляют до другого вечера»; «Крупу рассыпали в реку со словами "Если вода поймала, пусть отпустит, пусть это ловит"».

Подобные жертвенные дары назывались куяськон (от удм. куяськыны 'бросать, кидать'). Куяськон проводили также в случае, если проезжали на телеге по мосту через речку: бросали немного сена, сложенного в телегу или какой-нибудь другой незначительный предмет, например, ниточку, выдернутую с одежды. Иначе «ву кутоз» - «вода схватит».

У закамских удмуртов на сегодняшний день не сохранилось ясных представлений о духах кутӥсь. Как видно по вышеизложенному, «хватает» сама вода. В случае с родниками, действует Ошмескузё 'Хозяин родника': «Сверхъестественные силы вотяки приписывают также ключам-родникам и верят, что есть существо, управляющее ими, которое наказывает (покрывает тело коростами) всякого, осквернившего чем-нибудь ключ. Этому существу, в случае появления некоторых видов коросты на теле, приносится маленькая жертва; больной сам или родственники его берут щепотку соли и крупы и бросают это, завернув в тряпочку, в тот ключ, за осквернение которого больной страдает». Вероятно, ранее существовали более отчетливые представления о духах-кутӥсь.