Коллективные моления Лудэ Пырон
23.01.2015 19:34

Чтобы уберечь деревенский социум от болезней и несчастных случаев, устраивали коллективные моления в луде/керемете. Такие моления назывались лудэ пырон (вхождение в луд). Причем наблюдаются локальные варианты в названии данного обряда. В большинстве случаев моление в священной роще носит название лудэ пырон или же луд высь (моление в луде). При этом отмечают, что луд высь проводят в керемете. Реже употребляются названия кереметэ пырон и керемет высь.

В большинстве деревень лудэ пырон устраивали один раз в году, летом, после совершения всех молений, связанных с весенними полевыми работами. В некоторых деревнях он был приурочен к Ильину дню, например в д. Байшады Бураевского района Башкортостана и д. Кипчак Куединского района Пермского края. В редких случаях Лудэ пырон проводили два раза в году. В д. Можга Янаульского района Башкортостана его проводили летом в июне, зимой - в декабре. Также два раза в году (весной и осенью) проводили моления в керемете около д. Удмуртский Шагирт Куединского района представители рода Поска из этой деревни и из д. Гожан того же района. В д. Вотская Ошья Янаульского района Башкортостана в керемете до сих пор молятся два раза в году: летом и осенью. Вероятно, традиция проведения двух лудэ пырон в год является более древней, т.к. годовой цикл жертвоприношений у закамских удмуртов делился на две половины: весенне-летнюю и осенне-зимнюю, которые как бы повторяли друг друга.

Источники конца XIX - начала XX в. подтверждают это. Так, по полевым материалам Ю. Вихманна видно, что жители д. Большой Качак Бирского уезда в двух своих рощах луд молились два раза в году, летом и зимой. У. Хольмберг отмечает, что в д. Старая Кирга Осинского уезда в четырех лудах молились по два раза в году: около Петрова дня жертвовали белого барана и осенью, когда ляжет снег - каурого жеребенка.