Культ Инмара
История Удмуртии - Духовная культура
13.08.2013 19:13

В основе любой религиозной системы лежат представления о сверхъестественных существах (богах, душах умерших, духах и т.д.), а также формы и способы их почитания и умилостивления. Удмуртский пантеон имеет сложную многоуровневую структуру. Сущность и функции удмуртских богов и духов и их культ довольно подробно проанализированы в этнографической литературе. В наиболее систематизированном виде данные вопросы рассмотрены в фундаментальных работах В.Е. Владыкина и Н.И. Шутовой.

Согласно современным представлениям удмуртов, Иммэр (Инмар) является верховным божеством. Он выступает создателем и хранителем мира, человека, животных, растений. Подобные представления были характерны уже для XVIII столетия. Так, Н.П. Рычков писал, что «Первенствующий вотский бог есть так называемый Илмер, коего жилище кладут они на небесах и веруют, что все видимое их глазами есть его творение». Также и П.С. Паллас упоминает, что удмурты Оренбургской губернии почитают «единого великого Бога, называемого у них Намаром». Более поздние материалы также свидетельствуют о верховном боге: «Вотяки верят в существование верховного божества - Инмара, творца вселенной»; «Главное божество вотяков - "Иньмар", что значит небесный человек. Это добрый бог, сотворивший все видимое и невидимое, заботящийся о всех тварях».

По мнению специалистов, образ верховного бога у удмуртов имеет неперсонифицированный, неантропоморфный характер. Тем не менее, имеющиеся этнографические материалы дают основание говорить об антропоморфном образе Инмара. Так, некоторые авторы отмечают, что он имеет мать. Говоря о современных природных и социальных катаклизмах, некоторые информаторы замечают, что, видимо, Инмар состарился или же передал дело в руки своего сына. В разговорах его иногда называют как «Иммэр бабай», «Иммэр атай», т.е. «дед Инмар» и «отец Инмар». По словам одного информатора, Инмар якобы ходит рядом в белой одежде, но никто его не может увидеть. В текстах молитв к Инмару обращаются, чтобы он принял жертвы в свои «теплые руки-ноги». Все это, по нашему мнению, говорит об антропоморфном и персонифицированном образе верховного божества. О понимании закамскими удмуртами верховного божества в личностной форме писал и У. Хольмберг.