Мифологическая связь коней и быков с водной стихией
09.01.2017 11:26

Общеизвестна мифологическая связь образа коня с водной стихией. У многих финно-угорских и тюркских народов существуют представления, что в воде обитают прекрасные кони и иногда они выходят на сушу. Некоторым удается их приручить, поэтому они имеют хорошую породу лошадей. Так, по представлениям башкир, лучшие породы скакунов имеют водное происхождение. В Бурзянском районе Башкортостана имеется озеро Йылкы сыккан кул - "Озеро, откуда вышли кони". Считается, что потомство вышедших оттуда коней до сих пор обитает в табунах бурзянских башкир. Обычно они имеют «мышиную» масть, "серые в яблоко". С выходом коней связывались также озера Аслыкуль в Давлекановском и Акзират в Чишминском районах Башкортостана.

В верованиях закамских удмуртов, как уже было указано, также проявляется связь лошадей с водной стихией. В д. Касиярово Бураевского района рассказывали, что вечером из р. Быстрый Танып выходила белая лошадь и паслась в окрестных лугах. В сказках также отражены сюжеты о выходе коней из воды, но обычно в ироничной форме, когда герой обманывает своих врагов, в результате чего те тонут в воде, надеясь поймать там лошадей: «Дошли они и прорубили большую прорубь, чтобы смогли влезть крупные лошади. Потом более смелый прыгнул в прорубь, и ушел под лед, говоря "бырлы-саврасая, бырлы-бырлы". "Ай да ладно, хоть и саврасая, сгодится" - сказал оставшийся у проруби. Потом ждал-ждал и сказал: "Ай, так не годится. Там ведь он один, наверное не может поймать лошадей" и прыгнул в прорубь. Этот тоже, издавая звуки "бырлы-бырлы", ушел под лед»; «"Вы же сами меня в воду бросили, я оттуда вывел каурых и саврасых [лошадей]" - сказал глупый. Братья сказали: "Брось нас тоже в воду". Глупый ответил "давайте" и повел их к воде. Потом один прыгнул и вода взбурлилась. Глупый сказал другому брату: "Вот этот уже начал выбирать каурых и саврасых, ты тоже побыстрей прыгай"».

В других случаях герой на самом деле выводит из воды лошадей; например, в одной из сказок человек, при помощи волшебного помощника, выводит из воды сорок кобылиц и женится на прекрасной водяной красавице.

Еще один образ, связанный в мифологии многих народов с водной стихией, находит прямые аналогии у удмуртов. Это образ водяного быка. По мнению В.Е. Владыкина, антропоморфному образу водяного у удмуртов должен был предшествовать зооморфный. Видимо, в таком качестве выступал образ водяного быка, свидетельства о чем сохранились в удмуртском фольклоре. В предании "Ты келян" (Проводы озера), записанном в Граховском районе Удмуртии, сообщается о хозяине озера в образе быка: «Очень не хотелось ему уходить. Страшным голосом кричало. Когда уходило уж [совсем], в быка превратившись, с ревом ушло».

Подобные же представления сохранились у закамских удмуртов: «Поменяли русло реки Орья. Три дня там бык ревел. Это был хозяи Орьи». Пермские удмурты духа-хозяина р. Буй также представляли в образе огромного быка. В д. Каймашабаш Бирского уезда считали, что маленький ручей, протекающий по деревне, через каждые четыре года требует себе в жертву человека. Если никто за это время не утонет, тогда слышно как от речки доносятся звуки, как будто ревет бык.