Моления
04.07.2014 17:41

Жертвоприношения божествам совершались в специальных священных местах. Назывались они высяськон инты или куриськон инты - 'место жертвоприношения' или 'место моления'. По замечанию У. Хольмберга, закамские удмурты свои святые места называют aibat inti или taza inti, т.е. хорошее, здоровое, чистое место. Закамские удмурты проводили в год несколько молений, и каждое моление имело свое определенное место проведения. В зависимости от местных традиций, эти моления имели различные названия, как-то: бадзым высь 'великое моление', покчи высь 'малое моление', бусы высь 'полевое моление', гуртэн высь 'моление деревней', ыж высь 'жертвоприношение овцы', зазег высь 'жертвоприношение гуся', чуж чуньы высян 'жертвоприношение каурого жеребенка' и т.д. Существовали также моления урам высь 'уличное моление', которые проводились прямо на улице в одном определенном месте.

Помимо общедеревенских, закамские удмурты проводили крупные моления, в которых участвовали жители нескольких деревень - мер/мыр высь 'моление миром'. Они также имели определенные места проведения. Так, семь деревень Татышлинского района (Арибаш, Юда, Вязовка, Уразгильды, Майский, Новые Татышлы, Бальзюга) проводят моление мыр высь в священном месте у д. Новые Татышлы. Другие восемь деревень этого же района (Бигинеево, Таны-повка, Кызылъяр, Калмияр, Верхне- и Нижнебалтачево, Альга, Дубовка) проводят мыр высь у д. Альга, но раньше он проводился у д. Калмиярово. Деревни Касиярово, Мамады и Кизганбашево также проводили совместный мер высь. В один год он проводился в одной деревне, на другой - в следующей. Существовали и более крупные жертовоприношения-моления - элен высь 'моление страной'. Эти жертвоприношения, на которые собирались жители десятков деревень проводились в священных местах у трех деревень: Старый Варяш, Алтаево, Сухая Кирга.

Пространственно места всех перечисленных молений и жертвоприношений были организованы сходным образом. Как правило, эти священные места не огораживались. Но на некоторых из них могли устанавливаться ограждения. Так по материалам У. Хольмберга, моление элен высь в Старой Кирге проводили в огороженном лугу. Место проведения мер высь в д. Большой Качак также имело ограждение. Иногда не устанавливали постоянную ограду, а делали только временные верёвочные ограждения на время моления. О таком ограждении в д. Большой Качак сообщает А.О. Хейкель: «во время жертвоприношения втыкают вокруг места шесты, соединенные веревками». В настоящее время начинает утверждаться традиция огораживать места подобных молений, особенно это относится к татышлинским удмуртам.

В местах проведения молений обычно росли деревья, но их могло и не быть. В последнем случае, во время проведения моления в землю втыкали срубленную березку или елку.