Народная память о святилищах-куала
29.10.2015 13:43

В некоторых деревнях сохранились более четкие воспоминания о семейных куала, видимо в связи с их более поздним исчезновением. Например, по сведениям А.В. Черных, старожилы д. Кипчак Куединского района, помнят о существовании куала, где устраивали ледник для хранения мяса, молока и масла, и, где в котле кипятили молоко, варили пиво и т.д.

Хорошо помнят о существовании подобных построек старожилы с. Большетуганеево Калтасинского района: «В каждом хозяйстве была куала, где готовили еду. Без потолка и пола. Крыша - на бревнах-курицах из корней, куда ставили желоба, на которые устанавливали доски. От ветра защищали жерди, укрепленные досками. Внутри разжигали огонь на каменном очаге. Молоко или что-нибудь другое кипятили. Когда появились колхозы, их не стало, переделали в бани». Перед нами типичный образец малой куалы с самцовой крышей. Но, вместе с тем, в Большетуганеево молений в таких куала не проводили.

У бавлинских удмуртов также существовали подобные постройки, молений в них тоже не проводили: «Каменные клети называли куала. Летом в них варили суп, гнали самогон. Там был погреб»; «молитвенные куала не были в каждой семье. У нас была куала для приготовления еды». Но, судя по архивному источнику, в XIX в. моления в семейных куала бавлинские удмурты все же проводили. Такие же постройки, видимо, существовали и у красноуфимских удмуртов: «Куала говорили. Стояла как клеть. В куале вроде не молились».

Постройки подобные пыраськон куала, в прошлом были очень широко распространены также у непосредственных соседей закамских удмуртов - восточных марийцев. Так, по сведениям П. Иванова, у черемис Бирского уезда «по среди двора, ближе к жилому дому, можно увидеть низенькое строение без окон, так называемое "кудо". В этом "кудо" готовят горячую пищу, варят к праздникам пиво».