Организация священных мест и молений
16.09.2014 15:53

Рассмотрим, как было организовано священное место у д. Вотская Урада Янаульского района во время проведения общедеревенского моления гужем высь 'летнее моление' в июле 1997 г. В центре находились два костра, по одну сторону от них место закалывания жертвенных животных и место зарывания жертвенных даров. По другую сторону находились жрец и другие молящиеся, причем мужчины - по правую сторону, женщины - по левую. Жрец также обращался на юг, но, в этом случае костры и жертвенники оставались позади него.

Как видно, в центре священных мест находились наиболее сакральные объекты: костры и жертвенники. Количество жертвенных костров зависело от числа приносимых разным божествам жертв. Как правило, на одном костре варилось мясо жертвы, предназначенное какому-нибудь одному богу. В некоторых случаях количество костров зависело от числа деревень, жители которых участвовали на молении.

Еще одним из сакральных объектов жертвенных мест являлась перекладина из ствола молодой ели или березы, установленная на опоры из таких же стволов. Эта перекладина устанавливалась перед жрецами так, что при молитве они обращались в её сторону, или же сбоку от них. На неё вешали полотенца. По полевым записям У. Хольмберга можно выяснить, что подобные жертвенные сооружения зимой делали из стволов ели, летом - из берез. Комель перекладины всегда обращали на ту сторону, куда смотрел жрец, т.е. на юг (во время жертвоприношений божествам). Иногда к переднему стволу привязывали еще маленькое деревце, называемое вылэ мычон нь6р 'прут для вознесения вверх'. Рядом с ним на полотенце складывали мясо вылэ мычон. При жертвоприношениях Му-Кылчину таких сооружений не делали.

По окончании молений перекладины и их опоры сжигали на костре. К настоящему времени этот объект на молениях встречается редко. По наблюдению П.М. Богаевского, под этой перекладиной возжигали священный костер, который служил только жертвенником, и на нем не готовилась пища.

Как правило, священные рощи закамских удмуртов располагались невдалеке от поселений в живописных местах, рядом с родниками или рекой. По мнению Н.И. Шутовой, святилища высшего ранга размещались от деревни выше по течению реки, а культовые объекты, связанные с миром мертвых и духами природы - ниже по течению реки.