Почитание духов-хозяев рек
08.03.2017 18:32

Страх перед стихией воды и некоторая зависимость хозяйственной деятельности от источников воды породили у закамских удмуртов почтительное отношение к Вумурту. По сведениям П.С. Палласа, в XVIII в. у них даже существовало божество воды, которое они называли Ву-Нимар (Ву-Инмар). Особым почитанием пользовался Вумурт у удмуртов, проживающих в деревнях, расположенных на берегах крупных рек Быстрый Танып и Буй. Удмурты Осинского уезда после посевов яровых при впадении речки Барабан в реку Буй проводили жертвоприношение Буэ шур или Буэ дюк. В жертву приносили жеребенка, шкуру и кости которого бросали в воду. В молитвах просили Инмара об избавлении от холодов, чтобы «реки не напустили туманов, чтобы разливами не затопило скот, чтобы ловилась рыба» и т.д.

По сведениям У. Хольмберга, при этом молении в воду бросали кости жертвенного животного, шкуру, кусочки от различных частей туши и липовую узду, специально изготовленную для данного случая. В реку же сливали и кровь животного, которая стекала в воду по выкопанному в земле желобку. Жертвенные животные каждый год бывали разными, если, например, в этом году жертвовали каурого жеребенка, то на следующий год - черного быка. Если не совершить это жертвоприношение, то разлив реки причинит вред полям, обвалятся берега, выпадет град и т.д. В д. Кызылъяр Татышлинского района такое же жертвоприношение посвящали реке Быстрый Танып - Танып дурын куриськон 'Моление у Таныпа'. При обрядах вызова дождя вуэ куяськон/саптаськон в реку кидали черную овцу или барана.

Таким образом, вышеприведенные материалы свидетельствуют о почитании удмуртами духов-хозяев отдельных крупных рек. Вообще к рекам у закамских удмуртов было уважительное отношение. Свои поселения они ставили около рек и речек, которые являлись источниками воды, водопоями для скота. Перегородив их, ставили водяные мельницы, в них ловили рыбу и т.д. В случае если речка, на которой расположена деревня, пересыхала, то поселение переносили на другое место, на берег другой речки. Так поступили, например, жители Сухой Старой Кирги: когда пересохла речка, то ее жители перебрались на другие места и основали две новые деревни Кирга и Новая Кирга. Но и в случае, если речка показывала свой буйный нрав, в ней тонули люди, то деревню также переносили на другое место. Так, например, по преданиям первопоселенцы д. Малый Качак Калтасинского района поселились у реки Герей. После того как в ней утонули жители деревни, решили перенести ее на новое место к озеру Чиндэр.