Авторизация





Поклонение Инмару и Кылчину
29.04.2014 11:57

Особым почтением у удмуртов пользовались божества Инмар и Кылчин. По словам Н. П. Рычкова, «Как сей Илмер есть могущественнейший из всех других богов, то и жертва, ему посвященная согласна с его величеством, по тому, что все закалаемые животные должны быть белой шерсти, каковые суть лошадь, корова, овца и теленок». Также Н.И. Тезяков отмечает, что «Инмару вотяк молится во всякое время, перед началом всякого дела. Ему приносятся общие и частные, семейные жертвы. Всякую скотину, которую вотяк режет для пищи, он посвящает Инмару».

Почитание Инмара и Кылчина осуществлялось на индивидуальном, семейном, родовом, сельском, окружном и региональном уровнях посредством куриськонов (моление, молитва) и высяськонов (жертвоприношение).

Удмурт обращался к этим божествам с молитвой на индивидуальном уровне при непредвиденных обстоятельствах, при начале дня и отходе ко сну, при начале и окончании приема пищи, при начале любого важного дела, при испуге. В большинстве случаев это было просто восклицание «Остэ, Иммэре, Кылчинэ!» или более развернутое обращение.

С молитвами к ним обращались при наиболее важных семейных обстоятельствах (свадьба, рождение ребенка, новоселье и т.д.) и на празднествах, отмечаемых в семейном кругу. Эти куриськоны имели свои традиции проведения. Обычно их проводили во дворе или у переднего угла дома, держа в руках каравай хлеба с маслом. Традиционным было совершение куриськона пятничным утром с блинами во дворе.

Поклонение Инмару и Кылчину на семейном уровне могло выражаться и в форме жертвоприношения животных.

На сельском, окружном и региональном уровнях Инмару и Кылчину поклонялись на высяськонах, где в зависимости от случая приносили разные жертвы.