Родовые священные рощи удмуртов
15.06.2015 12:47

В некоторых деревнях имелось несколько кереметов. Так, в д. Малый Качак Калтасинского района было два керемета: Киссапал керемет и Уллапал керемет. На первом молились жители конца Киссапал, на втором - жители низовины. Также в деревне Касиярово жители низовины и верховины составляли две отдельные общины в керемете. Они имели своих керемет кузё, отдельные места в керемете, пресные лепешки для моления пекли также по отдельности.

У. Хольмберг отмечает, что в д. Старая Кирга Осинского уезда было четыре луда, по числу проживающих здесь родов и назывались они по именам воршудов (родовых групп), например, Можга луд, Зятся луд и т.д . Информаторы помнят о существовании в этой деревне нескольких кереметов и также отмечают их родовой характер. В д. Барабан Куединского района было три рода и соответственно три луда: Имъёс луд, Чабъя луд, Жикъя луд. В д. Каймашабаш Бирского уезда проживали три рода, они проводили свои моления в одном керемете, но отдельно и с соблюдением своих особых обрядов.

Бавлинские удмурты также имели родовые священные рощи, например, в с. Купченеево Ермекеевского района имелся Бигра луд (луд рода Бигра). Но в большинстве случаев они называли свои святилища просто Луд кузьпы (береза Луда), Луд гурезь (гора Луда), Луд ошмес (родник Луда).

Интересно отметить, что у восточных марийцев кереметы также носили семейно-родовой характер. Представители тех или иных патронимических групп, ведущих происхождение от одного предка, молились в своих кереметах: «над целым родом покровительствуют в отдельности особые духи, носящие одно общее имя "керемет", а в частности их называют, смотря по месту священной рощи, или дают имя основателя рощи, где приносятся духам жертвы». Так, например, в окрестностях с. Маядык Дюртюлинского района Башкортостана имеется семь кереметов: Пошкырт керемет, Кайык керемет, Кыдрась керемет, Куэдун керемет, Мерен керемет, Кусе керемет, Изи керемет.

У красноуфимских удмуртов под влиянием марийцев отдельные семьи и патронимические группы имели свои собственные кереметы. В с. Юва Красно-уфимского района Свердловской области они распологались в березовой роще. Ходили туда молиться два раза в году - летом и зимой. Приносили в жертву баранов, кости которых затем развешивали на деревья. На молениях участвовали как мужчины, так и женщины, а также дети. Священные рощи были огорожены. В зависимости от того, кто молился в той или иной роще, они назывались по именам старейшин рода: «Кто молится, его именем называют. Если керемет Кензаша, то Кензаш керемет. Если Ичу молится, то Ичу керемет». По сведениям С. Соммье, кереметы в Юве распологались в лесу, один подле другого. Они были окружены частоколом с калиткой.

В окрестностях марийского села Большая Тавра Красноуфимского района среди девяти кереметов, которые также названы по именам основателей родов (например, Эшпай керемет, Алек керемет, Шэникэй керемет, Эсан керемет, Се-мон керемет), имеется также Одо керемет. В переводе с марийского оно означает Удмуртский керемет. По словам информатора из с. Большая Тавра Александрова Бориса Алексеевича, 1938 г.р., его бабушка Малика рассказывала ему, что на этом месте молились удмурты из деревень Юва, Верхний Бугалыш и Одо Сола (Марийские Ключики) Красноуфимского района. Приезжали они на моление все в белой одежде верхом на белых конях. В отличие от марийцев, которые сжигали кости жертвенных животных, удмурты кости и шкуры вешали на дерево. В 1901 г. провели последнее моление. Молиться здесь перестали в связи с тем, что какие-то конокрады украли лошадь из соседней деревни и зарезали на месте Одо керемет. Об этом узнали удмурты и перенесли керемет на новое место, т.к. посчитали старое место оскверненным. Вероятно, Одо керемет был основан удмуртами во время переселения, по пути на новые места жительства, т.к. все три деревни красноуфимских удмуртов находились дальше этой местности.