Авторизация





Сакральные элементы кереметов
19.05.2015 13:37

Священные рощи керемет являлись сакрализованными, табуированными участками пространства - местами обитания божества Луд. Внутрь керемета могли заходить только служители Луда - керемет или луд утись/кузё. Остальным людям вход в них строго воспрещался. Даже в случае частных жертвоприношений туда заходил только луд кузё. Наибольшей сакральностью в керемете обладал очаг. Там разжигали огонь во время молений, но пищу на нем не готовили. Луд кузё в огонь этого очага бросал кусочки жертвенной еды.

По словам информаторов, в случае переноса керемета на другое место зола из очага перекладывалась на место очага нового керемета. Жертвенная пища готовилась на других очагах, располагавшихся за пределами ограждения.

Другим сакральным элементом керемета был жертвенный стол, на который луд кузё ставил жертвенную пищу в деревянных чашах. В конце XIX - начале XX в. жертвенные столы делали из березовых ветвей, сверху они при летних молениях покрывались березовыми листьями, при осенних - хвоей. Поверх листьев и хвои расстилали белый холст. Иногда жертвенные подношения ставили прямо на разостланный на земле холст.

Священным характером наделялись также произраставшие в луде деревья. Запрещалось рубить их и ломать ветки. Упавшие ветки и сучки разрешалось использовать исключительно в культовых целях: их сжигали на священном очаге. В керемете выбиралось одно или сразу несколько деревьев, которые служили своеобразными жертвенниками: на их ветвях развешивали кости принесенных в жертву животных. Еще П.С.Паллас писал, что «головы вола и овцы со всем лошадиным скелетом развешивают на одной еле в Керемете растущей». Также и А.И. Емельянов отмечал, что «в некоторых местностях Осинского и Бирского уездов можно видеть привязанными к дереву на липовых веревках целые лошадиные остовы». В керемете д. Касиярово Бураевского района росло несколько старых берез; на одну из них в качестве жертвенных даров развешивали платки и полотенца, в дупло другой - складывали серебряные монеты. Непосредственно под деревьями стелили белую скатерть и расставляли там принесенные молящимися хлеб и посуду для жертвенной еды. Подобное характерно также для кереметов дд. Мамады и Кизганбашево.

Случалось и так, что в керемете не оставалось деревьев. В этом случае, при молениях в землю втыкали срубленное деревце, которое также выполняло функции жертвенника. В одном из лудов, например, на такое деревце в качестве жертвенных даров, привязывали чашку с блинами.

Обновлено 19.05.2015 13:57