История революций
Удмуртия до войны
Удмуртия во время ВОВ
Сакральное значение печи в традиционных жилищах удмуртов |
История Удмуртии - Духовная культура | |||
20.11.2019 16:02 | |||
Наиболее значительным элементом в традиционном жилище удмуртов наряду с передним углом, являлась печь (гур). Более того, дом считался достроенным только после укладки печи. Функции печи, а именно - обогрев дома и приготовление пищи, связаны с огнем, т.е. печь - это очаг. Как известно, очаг в жилище в традиционной культуре наделяется особыми сакральными свойствами, что связано с культом огня. Огонь (тыл) в представлениях удмуртов - посредник между людьми и богами: в огонь кидают кусочки жертвы; кроме того, он обладает охранительной и очистительной силой. Последнее свойство присуще также производным огня - дыму, саже, золе, углю, а также камням очага. Но не всякий огонь и его производные обладают вышеперечисленными свойствами. Так, например, считалось, что остатки сгоревшего во время пожара жилища или другой постройки необходимо вывести за пределы деревни, так как они ничего хорошего не сулили. Чтобы уберечься от пожара, на чердаке, около печной трубы складывали насиженные гусиные яйца без зародыша. С очистительными и охранительными функциями печи и ее производных связаны у удмуртов многие обряды. Например, после выноса покойника, кроме того, что мыли всю избу, с целью очищения, также затопляли и печку. Зайдя в дом, первым делом касались руками печи, так как это отгонит злые силы. При возвращении участников похорон с кладбища их встречала у ворот старушка и обсыпала каждого золой из печи. Чтобы предохранить новорожденного от сглаза, его темечко помечали сажей из печи. Рекруту в дорожный мешок клали кусочек обмазки печи, чтобы он не тосковал по дому. При разговорах о потусторонних силах, могущих нанести вред человеку или же о вещах, которых опасались, в начале говорили "муръёлы верасько", т.е. "печи (букв.: печной трубе) говорю", надеясь, что в этом случае, подобные разговоры не принесут несчастий. С охранительными свойствами печи связан также распространенный у некоторых групп удмуртов обряд поднесения новорожденных детей к ее устью. Печь охраняла также и домашних животных: новорожденных ягнят и телят также подносили к печке. Печь, особенно устье печи, тесно связана у закамских удмуртов с поминальными обрядами: она выступает в качестве символического «канала связи» с миром умерших. Перед ее устьем, или на лавке уша устанавливали сосуд, куда кидали кусочки пищи с поминального стола. В некоторых деревнях во время поминок там зажигали самодельные восковые свечи сюсьтыл, обычно три: в честь своих умерших родственников; для умерших вдали от родных мест и для сирот, которых некому поминать. Связанность печи с умершими родственниками, предками проявляется также в обряде перемены имени ребенка. В случае если ребенок был плаксивым, считали, что необходимо изменить его имя. С этой целью у устья печи три раза кричали, что ребенку данное имя не нравится, даем новое. Печь в традиционном жилище имела в определенной степени «женскую» сущность. Пространство перед печью считалось женской частью избы - кышно пал. За приготовлением пищи перед печью женщина проводила большую часть своего времени. Печь нельзя было оставлять пустой, поэтому в ней постоянно держали три полена. По выносу покойника из дома также заносили три полена и ставили их в печку. Таким образом, семантическая сущность печи выражалась в ее связи с культом огня и культом предков. Печь наделялась охранительными и очистительными функциями, являлась связующим звеном между миром живых и миром мертвых.
|
|||
Обновлено 20.11.2019 16:07 |