Авторизация





Сущность бога Кылчина
18.11.2013 18:30

Кылчин ходит под окнами и смотрит, как живут люди, часто он садится на подоконник, поэтому их нужно всегда держать в чистоте. Такое представление сохранилось по сей день: «Порог и подоконник советуют мыть первой чистой водой. Там, говорят, сидит Кылчин».

По другим представлениям, Кылчин выступает в образе седобородого старика в белой одежде, прогуливающегося по межам полей: «Говорят, Кылчин ходил в белой одежде с посохом по межам. Когда перестали оставлять межи, говорили, что даже не осталось места, для того, чтобы ходил Кылчин; «Отец Кылчин Инмар ходит по полям. Ему даже места для ходьбы не оставляют. Все запахивают. Раньше он в белой одежде по полям ходил»; «Раньше оставляли межи на полях. Старики говорили, что по ним ходил Кылчин. В совершенно белой одежде. Если кто будет молиться и у него на участке хлеб густо взойдет, то говорили, что он у других пересадил туда»; «Раньше, говорят, Кылчин показывался в белой одежде. Он только счастливым людям показывается. Когда ходишь по полю, показывается в белой одежде. Его не надо пугаться. Он очень добрый, он не пугает. Белобородый мужчина»; «Ана бур - межа. Ее не запахивали. По ней Кылчин ходит. В белой одежде, шляпе. Белобородый. С некоторыми даже разговаривает. Когда урожай хороший, он показывается. Межи не запахивали, говорили, пусть ходит Кылчин».

Точно такие же взгляды бытовали у закамских удмуртов в начале XX в.: «Кылчин ходит по полю в белой одежде, борода, волосы, шапка тоже белые. Сегодня он очень редко показывается, т.к. люди сейчас грешные и злые. Раньше межи были широкими, и он по ним ходил. Старики говорят, что в пятницу (святой день вотяков) нельзя до полудня ходить смотреть поле, т.к. тем временем там ходит Кылчин»; «Раньше, говорят старики, когда пахали, оставляли межи, чтобы по ним Кылчин мог свободно ходить и чтобы полы его одежды не касались хлеба. Если такое произойдет, хлеб высохнет»; «Кылчин ходит по межам в белой одежде с зеленым посохом в руке, в основном в полуденное время. Поэтому в полдень нельзя работать на поле. Вотяки возвращаются с поля на обед около двенадцати».