Сущность Луда
История Удмуртии - Духовная культура
24.12.2014 19:30

В представлениях закамских удмуртов роща луд/керемет, так и божество Луд/Керемет кузё, являются опасными для людей, непочтение к ним ведет к болезням и даже смерти. «За непочтительное к нему отношение оно всегда наказывает». У. Хольмберг упоминает, что удмурты почитают Луд пери, т.е. злого духа луда, которому во время болезни детей или болезни головы приносят в жертву уток. Подобные представления стойко держатся среди закамских удмуртов по настоящее время.

За нарушение определенных табу, Луд наказывает человека - насылает болезни: «Луд может человека скорчить». В этих случаях приносили Луду частные умилостивительные жертвы. Бавлинские удмурты в таких случаях говорят, что «Луд кутэм» - «Схватил Луд». Один стал глухим. Зарезали одного гуся, мясо съели, а кости туда отнесли». В с. Покровский-Урустамак Бавлинского района Татарстана перестали молиться в луде и многие заболели: «Луд забросили и он сделал их больными, схватил».

Красноуфимские удмурты также считали, что для избавления от болезни надо молиться в луде: «В Луде молились когда заболевали. Что-нибудь давали». О представлении закамскими удмуртами Луда как карающего существа ярко показывает пример, приводимый У. Хольмбергом. В д. Можга Бирского уезда Уфимской губернии в 1910 г. свирепствовала холера. Удмурты посчитали, что причиной эпидемии является непозволительный поступок одного из жителей деревни, который, убив свою жену, повесился на дереве в священной роще луд. Чтобы искупить его вину перед Лудом и остановить болезнь, жители Можги выкопали его тело из могилы и, разрубив на части, снова закопали.

Обряд жертвоприношения Луду при болезнях, описан Ю. Вихманном. Если заболеешь, по указанию ворожца, сварив кашу, надо обещать Луду жертву. Это просишь со своими семейными, выйдя на улицу и говоря перед огнем из лучинок так: «Со своего хозяйства обещаю тебе лошадь». Эту кашу надо три раза бросить в огонь, «потом после выздоровления сам принесет в жертву обещанную со своего хозяйства лошадь».

После выздоровления этот человек приглашает луд-кузё (жреца Луда), его друзей и семейных в луд на жертвоприношение лошади. После того как жеребенка зарежут, ставят вариться в два котла. Как мясо сварится, луд-кузё берет «лучшую кость» лошади и, зайдя внутрь луда, молится так: «За то, что излечил этого домохозяина, он принес тебе в жертву лошадь, Луд. Сам бы принял эту жертву! Может быть я много говорю, мало говорю, начало в конце говорю, конец в начале говорю, аминь». Потом луд-кузё три раза кидает мясо в огонь и выходит. Мясо от «лучшей кости» луд-кузё съедает сам; кость дает жертвователю. Потом, раскрошив мясо, кости развешивают на верхушку дерева. После окончания жертвоприношения возвращаются домой. На паре лошадей с бубенцами едут в лес. По возвращении начинают пить вино с гостями, и с радости поют.

После жертвоприношения лошади через некоторое время вместе с луд-кузё в луде жертвуют пару гусей. Потом еще через некоторое время жертвуют гуся в лесу рядом с водоемом. Туда луд-кузё не идет, этот человек жертвует один. Потом для проводов там же приносят в жертву одного гуся».

Таким образом, на этом примере мы видим яркий образец почтительного отношения к Луду. В настоящее время, если считают причиной болезни Луд, то обещают жертву, которую приносят во время общественного моления или же относят в рощу деньги: «Если заболеют, то оставляют в керемете серебряную монету».