Священные рощи (кереметы)
21.03.2015 14:12

Как уже отмечалось, жертвоприношения лудэ пырон совершались в священных рощах луд или керемет. В большинстве мест они именуются керемет, в некоторых - луд. В последнем случае говорят, что у них нет керемета.

Кереметы закамских удмуртов располагались в дубовых, березовых, липовых, еловых рощах. Но чаще они имели смешанный состав деревьев. В настоящее время они представляют собой небольшие островки леса посреди распаханной территории. В качестве отличительной особенности этих культовых мест информаторы отмечают, что они обязательно огораживались. Эту особенность отмечают также исследователи XVIII, XIX вв. Так, П.С. Паллас писал, что «Кереметы, или жертвенные места, имеют они в еловых лесах, а особливо на хорошо расположенном, прекрасными высокими елями (кюсъ) окруженном месте, которое они огораживают». На фотоснимках Ю. Вихманна, сделанных в д. Большой Качак, также запечатлен огороженный луд.

На сегодняшний день огороженных кереметов практически не сохранилось. В ходе экспедиционных выездов автору удалось обнаружить огороженные кереметы только в д. Вотская Ошья Янаульского и с. Верхний Тыхтем Калта-синского районов. На первом моления проводили без перерывов и в советское время, на втором - восстановили только в 1990-е гг. Керемет в д. Вотская Ошья представляет собой огороженный штакетниковым забором участок небольшого елового лесочка, расположенного на легком возвышении недалеко от деревни с южной стороны. Вход в святилище осуществляется через небольшие ворота (капка). Внутри ограждения находятся священный очаг и стол. Вне ограждения недалеко от ворот устроена скамейка, рядом с ним очаг для приготовления жертвенной каши. За ограду имели право входить только жрец керемета - керемет кузё и его помощник. Пришедшие на моление мужчины располагались вне ограждения, у очага. Жертвенных животных закалывали также вне ограды. Там же готовилась и ритуальная каша.

Аналогичный план устройства имели кереметы в дд. Старая Кирга Осинского и Каймашабаш Бирского уездов, что видно по схемам У. Хольмберга. Внутри ограждения находились очаг и стол. Кроме того, на этих схемах указаны также деревья, на которые вешали кости жертвенных животных. В Старой Кирге это дерево находилось внутри, в Каймашабаше - вне ограды. Внутрь ограждения через калитку входили только луд утись и его помощники. Калитки обычно располагали на сторону деревни.

В с. Большой Качак Калтасинского района также имелся огороженный керемет. Судя по полевым материалам Ю. Вихманна, в этой деревне имелось два огороженных луда. Причем по его записям видно, какое большое значение придавалось ограждению священной рощи. В июле 1894 г. в этой деревне в одном из лудов провели обряд освящения новой ограды. В жертву принесли жеребенка. Новая ограда была примерно 60 шагов в длину и 30 в ширину. Через неделю в этом же луде провели обычное ежегодное жертвоприношение, когда в жертву принесли барана.

Несколько иная пространственная организация наблюдалась в кереметах деревень Касиярово, Мамады Бураевского и Кизганбашево Балтачевского районов. Они имели веревочные ограждения на кольях, устанавливавшиеся только на время молений.