Авторизация





Священный характер куалы
31.05.2016 16:44

Само здание куалы также носило священный характер. Причем эта священность сохранялась за ней и в тех случаях, когда уже обряды в ней не совершались. Ее можно было использовать в хозяйственных целях, например, в качестве склада, но никогда в ней нельзя было хранить ритуально нечистые вещи. Можно было использовать даже в качестве загона для гусей, которые считались чистыми птицами и часто приносились в жертву, но ни в коем случае для других птиц и животных.

Бревна от старой развалившейся куалы также запрещалось использовать в хозяйственных целях, т.к. они тоже наделялись определенной сакральностью. Их просто хранили до полного истлевания, или же сжигали, а золу зарывали в укромном месте.

Место самой куалы становилось объектом почитания. Иногда его огораживали или садили вокруг него деревья. В д. Кизганбашево Балтачевского района имеются три таких огороженных места, где ранее стояли святилища, причем они также называются куала. Все они находятся за пределами усадеб, но в черте поселения. На месте куалы нельзя было строить другие постройки, т.к. это могло повлечь за собой болезни или даже смерть хозяина. Его необходимо было содержать в чистоте и не осквернять.

Почитанием пользовалась не только родовая куала в данной деревне, но и родовая куала того поселения, откуда первопоселенцы были родом. Например, У. Хольмберг писал, что удмурты рода Можга из д. Можга Бирского уезда поминают в своих молитвах родовую куалу в д. Можга Елабужского уезда, откуда они некогда переселились. А удмурты, выделившиеся из д. Можга Бирского уезда, поминают родовую куалу из этой деревни.

Куала, таким образом, в представлениях закамских удмуртов выступала как сакральная, табуированная часть пространства, освященная божеством-покровителем рода. Целостность самой куалы и целостность и своевременность проводимых в ней обрядов обеспечивали роду процветание. С целью предохранения от осквернения в родовую куалу не допускались представители других родов. Даже рассказывать о своей куале кому-либо воспрещалось.

В случае нарушения различных табу и обетов, куала могла наслать на представителей рода болезни. Обычно, как считали, такие болезни наступают внезапно. Так, например, информаторы из д. Большой Качак сообщают, что в случае внезапной болезни человек из того или иного воршуда идет в свою куалу и завязывает на специальные жерди узелок с крупой с обещанием жертвы после выздоровления. В д. Старый Варяш Янаульского района во избежание внезапных недугов приносили в жертву тетерева, чтобы не "схватила" куала. По мнению бавлинских удмуртов, куала может "схватить" также, если осквернить место бывшего святилища.