Авторизация





Тӧлпери
12.06.2017 13:34

Тӧлпери - злой дух ветра ( букв.: тӧл - ветер, пери - злой дух). По словам И.Н. Смирнова закамские удмурты считают, что «Тӧл-пэри или Дау-пэри имеют человекообразную природу: они живут под землей в роскошных домах и похищают себе в жены земных женщин. Они отличаются громадной силой, но человек может, напившись особого питья бороться с Тӧл-пэри и даже побеждать их. О приближении Тӧл-пэри свидетельствуют черные тучи». По словам современных информаторов толпери - это, прежде всего, сильный ветер, смерч, и в то же время Тӧлпери - дух ветра, его олицетворение. Как отмечает А.И. Емельянов, «в ветряных смерчах двигается бес (тӧл пери, тол мурт)» . Таким образом, можно предположить, что по верованиям закамских удмуртов, смерчи вызваны движением Тӧлпери, его полетом. В одной из сказок он характеризуется как «двенадцатикрылый Тӧлпери»: «Позвал двенадцатикрылого Тӧлпери. Он с треском разбил ворота и, войдя, унес на себе обоих младенцев. Вот уже три дня и три ночи он летит».

Таким образом, они способны с большой скоростью перемещаться в пространстве, создавая сильный ветер, смерч. Тӧлпери (смерч) способен подхватить человека и унести с собой (что вполне реально). В одной из сказок закамских удмуртов таким способом он похищает девушек, которые становятся его женами: «У одного царя были три дочери. Пошли они раз погулять на поляну. Вдруг налетела сильная туча и старшая дочь пропала. Пришли две девушки домой и говорят отцу: нашу старшую сестру утащил Тӧл-пэри. На другой день сестры опять пошли на ту же поляну; опять налетел вихрь и тол-пэри похитил среднюю купеческую дочь. Младшая пришла одна к отцу и сказала ему, что сестру унесло вихрем. Проходит несколько времени, младшая дочь купца идет одна искать сестер, но тӧл-пэри уносит и ее».

«Столкновение» со смерчем могло привести к болезни «пери шуккем» («пери стукнул»), т.е. к параличу. Поэтому встречу со смерчем (тӧлпери) старались всячески избежать. Но, если такая встреча была неизбежной, необходимо было бросить в воронку ветра нож или какой-нибудь другой острый железный предмет. Считали, что Тӧлпери испугается острых предметов и не причинит человеку вреда. При надвигающемся вихре следовало обратиться к нему со словами «Топор и нож в руке, сабля на боку». Предзнаменованием несчастий и болезней считали, если ветер сносил и ронял на землю шапку. Кроме того, считали, что по ветру распространяются некоторые болезни и колдовские чары. Поэтому при надвигающемся сильном ветре старались зайти в дом и закрыть двери, окна, дымоход.

Если все же человек «столкнется» с Тӧлпери, то необходимо принести жертву или выполнить ряд магических действий: «Если, выйдя на улицу, столкнешься с толпери, то надо в течение семи дней на месте столкновения кидать соль на ветер. Тогда выздоровеешь». В д. Каймашабаш считали, что, если шумит в ушах, в голове, то происходит это от того, что человек столкнулся с Тӧлпери. В этом случае надо принести в жертву утку.

Ветер играл важную роль в жизни земледельца. Сильный ветер с осадками мог навредить посевам, сгубить выращенный урожай, принести ущерб постройкам и т.д. Поэтому с целью умилостивления Тӧлпери закамские удмурты проводили в честь него жертвоприношения. В д. Кипчак Куединского района после посевной на берегу р. Буй жрецы жертвовали для Тӧлпери утку. В д. Гожан того же района, «когда бывали сильные ветры (тӧлпери) в жертву приносили каурого жеребенка. Резали на хлебном поле». Жертвоприношения уток с целью умилостивления Тӧлпери проводили также в с. Большой Гондырь Куединского района, в дд. Тынбахтино Калтасинского и Уразгильды Татышлинского районов. В д. Большой Качак Калтасинского района для Тӧлпери на хлебном поле жертвовали овцу.

Типологически близок к Тӧлпери чувашский савра сил - дух вихря. Как и у удмуртов, у чувашей - это вихрь и одновременно находящийся внутри вихря дух: «Если в поле разыграется савра сил (вихрь), то внутри обязательно находится савра сил (дух)». Кстати, удмурты иногда тоже называли Тӧлпери Силь/Зиль пэри (от башк. 'ветер'). Этим словом обозначали как самого духа, так и смерч, сильный ветер. Подобный персонаж имелся также в башкирской мифологии - ел эйэпе. Местом его обитания являлись горные вершины и пещеры, передвигался он внутри пыльного вихря. Существовали также поверья о царе ветров дейеу-пэрей - всесокрушающем вихре. По сведениям И.Н. Смирнова, закамским удмуртам был известен мифологический персонаж Дау-пери. Вероятно, здесь имеется в виду Даулпери, т.е. злой дух ураганных ветров.