Авторизация





Типы святилища-куалы
28.08.2015 10:54

Вероятно, куала первоначально служила удмуртам жилищем, но с освоением нового типа жилой постройки, а именно корка, она сохранила за собой только функции религиозного святилища.

Существовало два основных типа куалы: бадзым/быдзым 'большая/великая' и покчи 'малая' куала, представлявшие собой соответственно родовое и семейное святилища. Быдзым куала возводились во дворе жреца или же за околицей. Покчи куала строились в частных дворах.

К настоящему времени у закамских удмуртов обозначений бадзым и покчи куала не сохранилось. Первый тип постройки они называют лишь термином куала, иногда с прибавление имени родового божества, например, Дарга куала, или же высяськон куала, высь куала, т.е. 'молитвенная куала'. Бавлинские удмурты называли ее мудор кенос - 'молельный амбар'. Правда сам термин «бадзым куала» все же сохранился: имеются упоминания информаторов и тексты молитв, где он встречается. В конце XIX - начале XX в. этот термин имел широкое бытование.

Второй тип постройки, о котором помнят лишь в некоторых деревнях, обозначается как пыраськон куала 'куала, где готовили еду'. В прошлом постройки типа покчи куала имели широкое распространение среди закамских удмуртов. Так, Н.П. Рычков, описывая почитание удмуртами д. Кичяк (совр. с. Большой Качак Калтасинского района) пихтовых ветвей, пишет, что они необходимы были в каждом "вотском доме" и, что хранились они на полках в специальных постройках ("храмах Модору посвященных"). Очень интересными в этом плане представляются упоминания Н.С. Попова о «вежах» и В.М. Черемшанского об «анбарушках», в которых закамские удмурты летом готовили пищу. Семейная куала, помимо религиозной функции, выполняла и хозяйственную, точнее являлась летней кухней. Вероятно, подобную функцию куалы и подметили исследователи.

В конце XIX в. Н.И. Тезяков отмечал, что у удмуртов Осинского уезда, «во дворе каждого имеется шалаш (куала), деревянное здание в роде сарая, служащее домашнею святынею, так как здесь совершаются семейные жертвоприношения. Посредине шалаша привешен котел для варки жертвенного мяса, летом же в нем варится и всякая другая пища». Ю. Вихманн, касаясь удмуртов Бирского уезда, писал, что «в каждом дворе есть куала, которая используется как летнее помещение для приготовления и употребления пищи и также в качестве святилища». Правда, тут же отмечает, что «молятся только в бадзым куале». Сохранился фотоснимок ученого, запечатлевший семейную куалу в д. Большой Качак Бирского уезда.

Обновлено 28.08.2015 10:59