Угасание культа семейных куала у закамских удмуртов
29.09.2015 11:39

Со второй половины девятнадцатого века культ семейной куалы у закамских удмуртов угасает и в конце XIX - началу XX века уже полностью изживает себя. Как пишет А.И. Емельянов, основываясь на материалах У. Хольмберга, относящихся к началу XX столетия, «малые куалы здесь почти совсем вышли из употребления» и, что «семейные куалы здесь стали уже редкостью».

В своих полевых материалах У. Хольмберг отмечает, что в малых куалах молятся теперь редко, в основном только в больших куалах. В одной семье, где квартировал исследователь, малая куала использовалась только как склад хозяйственных предметов, там никогда не молились, в другой - проводили моления, но только с хлебом и кумышкой, т.к. там не было очага и крыша ее была соломенной. Куала утись жаловался У. Хольмбергу, что в малой куале теперь молятся не так часто, как раньше. Семейные куала имели такую же конструкцию, как и родовые. Но, как заметил ученый, у первых дверь, как правило, располагалась в широкой стене, а в будзим куале - в торцевой. Если кто хотел основать себе покчи куалу, то он шел к куала утись большой куалы своего рода, где приносил жертву и брал с собой оттуда немного соли в свою куала. Но, по словам У. Хольмберга, основание новых покчи куала происходит очень редко. Таким образом, на этих примерах мы видим процесс постепенного угасания культа семейных куала.

Большинство информаторов также не отмечают наличия семейных святилищ в начале XX в. Обряды, ранее проводившиеся в семейных куала, начали совершаться во дворе. Так, А.Ф. Комов пишет, что удмурты Бирского уезда «молятся каждый в своем дворе», также и И.В. Яковлев отмечает, что перед каждым общедеревенским молением пермские удмурты совершали семейные моления в своих дворах. По замечанию А.И. Емельянова, молитвенное место во дворе «обыкновенно или огорожено или отведено где нибудь около изгороди, чтобы никто из приходящих не мог его осквернять». Далее он пишет, что там молились в праздничные дни главы семей «держа в руках на белом полотенце чашку с блинами, обратившись лицом к югу». Информаторы также отмечают, что, например, на Быдзынал вся семья сначала молилась во дворе (азбар), затем шла молиться в куалу, куда приходили также и другие семьи, входившие в один воршуд. Все эти примеры ярко свидетельствуют, что с исчезновением малых куала, закамские удмурты семейные моления стали проводить в специальных, особо отведенных местах во дворах. Эта традиция сохраняется до настоящего времени.