Устройство куалы
27.01.2016 16:55

Куала представляла собой срубную постройку с двускатной крышей и земляным полом, без потолка и окон. Вот как описывает куалу конца XIX в. у удмуртов Больше-Гондырской волости Пермской губернии Н. Тезяков: «моления воршудам совершаются в куалах, т.е. деревянных амбарах всегда с дырявою крышей; куала имеет одну небольшую входную дверь; окон нет, пола тоже; посредине куалы висит котел на деревянном крюке; в котле этом варятся жертвенные приготовления (мясо, крупа и пр.). Против входной двери у стены (обращенной к востоку), имеется полка, на которой хранятся воршуды». На плане родовой куалы из д. Каймашабаш Бирского уезда, составленной У. Хольмбергом в начале ХХ в., видно, что напротив входной двери располагалась жертвенная полка; в центре находился очаг; вдоль одной из длинных стен и торцевой стены под священной полкой тянулись лавки. В куале имелись также два жертвенных стола.

Подобное устройство куалы вырисовывается также по воспоминаниям информаторов. Они отмечают наличие в куале открытого каменного очага, стола, скамеек или лавок, которые иногда изготавливались из расколотых надвое бревен, священной полки (кана). В них отсутствовали потолок, полы, окна (или же было маленькое оконце). Дверь обычно устраивалась с северной торцевой стороны, хотя могли быть и другие вариации. По воспоминаниям жреца из д. Асавка Балтачевского района, Зиянгирова Миннигали Зиянгировича, 1920 г.р., внутри куалы бревна были не оструганными, имели красивый желтый цвет, т.к. их мыли.

До сегодняшнего дня построек куала у закамских удмуртов практически не сохранилось. Классическое здание куалы, построенное в конце XIX в. обнаружено нами в деревне Верхняя Барабановка Янаульского района. Оно представляет собой четырехугольную срубную постройку с двускатной крышей на самцах, без пола, потолка и окон. С входной стороны выступ крыши образует навес. По всей длине куалы тянутся два бруса, врубленные на верхние венцы, концы которых, как и крыша с входной стороны, выступают наружу. Ориентация сруба З - В. Дверь расположена на западной стороне. К сожалению, внутреннее убранство куалы нарушено. По воспоминаниям владельца куалы, вдоль стен были расположены лавки (зус), в стороне у двери - шкаф для хранения ритуальной посуды и стол, который находился в восточной части постройки. Очаг не сохранился.