Авторизация





Жертвенные дары
30.05.2014 19:00

Приносимые божествам жертвенные дары должны были соответствовать определенным требованиям. В качестве жертв предлагались продукты питания: хлеб, лепешки, каша, масло, пиво; животные; деньги (монеты). Существовали определенные правила сбора муки и крупы для жертвоприношений. Из муки в доме жреца пекли хлеб для моления, из крупы - готовили кашу. Как рассказал жрец-восясь из д. Асавка Балтачевского района Зиянгиров Миннигали Зиянгирович, 1920 г.р.,: «Кто дает крупу, кто дает муку, кто дает деньги. Кто подает муку, тот должен, засучив рукава, вымыть руки мылом, издавая звук "чап-чап". Нельзя брать, если он подаст немытыми руками. Вымыв руки, он должен зачерпнуть из мешка крупу или муку чашкой, держа ее тканью. Просто голыми руками нельзя».

Очень строгие правила предъявлялись при выборе жертвенных животных. Во-первых, они должны были быть здоровыми, со всеми целыми частями тела. Например, не годились животные, которым были сделаны метки на ушах, т.е. отрезаны небольшие части ушей. Во-вторых, самки должны были быть ягнившимися, т.е. нестельные не годились, самцы - не кастрированными. В-третьих, не использованными в хозяйстве, например, лошади не должны были быть в упряжи.

Как отмечает У. Хольмберг, в начале XX в. закамские удмурты в жертву приносили только тех животных, которые были здоровыми, без изъянов, не использованными в хозяйстве, одномастные, т.е. не пестрые. В качестве жертвы не годились и такие животные, которые, например, болели или получили рану, хотя потом уже полностью выздоравливали. Как считали, если кто продаст такое животное в качестве жертвы, то его настигнет кара богов.

Жертвенные животные, которые посвящались Инмару, Кылчину, Зу-Кылчину, Шунды-Мумы, должны быть белой масти, Му-Кылчину - черной.

Выбранное животное проверяли еще на угодность богу. Для этого его на молении обливали водой через березовые ветки. Если оно вздрогнет и встряхнется, считалось, что животное пригодно в качестве жертвы. Причем надо отметить, что такую манипуляцию с жертвенными животными совершали все поволжские народы, сохранившие традиционные верования: марийцы, мордва, чуваши2. Этим же действием животное как бы очищали, обливая его водой от головы до хвоста и проводя при этом березовыми ветками. Закалывали животное, направив голову на юг. Как отмечает У. Хольмберг, жертвоприношения богам называются выллань вандон (закалывание вверх), т.е. на юг, в отличие от жертвоприношений умершим предкам - уллань вандон (закалывание вниз), т.е. на север.

В качестве жертвенных даров выступали кровь и куски мяса. Наиболее ценными частями жертвы - вылэ мычон (вверх возносимое) т.е. частями предлагаемыми самим божествам, были: три первых правых ребра, шея, верхний сустав передней правой ноги, голова, сердце. После определенных манипуляций их ели мужчины или только жрецы, но никогда женщины.

Первые струи крови животного, посвященного Инмару и Кылчину, собирали в деревянную ложку или чашку и выплескивали на огонь. Кровь животного, предлагаемого Му-Кылчину, сливали в специально вырытую ямку. Куски мяса и внутренних органов для Инмара и Кылчина клали на специальное устройство, сплетенное из веток в виде птичьего гнезда, установленное на дереве - вылэ мычон (вверх возносимое) или же кидали в огонь. Жертвенные дары Му-Кылчину кидали в ту же ямку, куда сливали кровь.

К богам «отправляют» также кости жертвенных животных. Причем все кости должны быть целыми, поэтому мясо не рубили, а осторожно разрезали ножом, разъединяя по суставам. Мелкие кости животных, принесенных в жертву Инмару и Кылчину сжигали, крупные, в том числе кости черепа и конечностей, повязывали при помощи лыковых веревок на специальные деревья - лы келян (костей провожания). Для Му-Кылчина - зарывали в ту же ямку.

В жертву приносили только «угодных» богам животных: лошадей, коров, овец, гусей, уток. Ни в коем случае не годились в жертву козы и свиньи: «козу и свинью жертвовать нельзя: это не удмуртская еда».

Приносимые в качестве жертвы монеты моют и вытирают специальным полотенцем. Их подают жрецу или складывают в дупло дерева. При этом держат их не голыми руками, а носовым платком или краем подола молитвенного кафтана шортдэрем.