Жертвоприношения Луду
25.02.2015 18:59

В жертву Луду приносили коней, баранов, гусаков, селезней. Непременное требование к жертвенным животным: все они должны быть самцами. В фольклорных текстах (сказках) сохранилось упоминание о принесении в жертву в луде диких уток. Необычная традиция в выборе жертвенного животного отмечена в д. Асавтамак Бураевского района. Здесь в двух кереметах жертвовали козлов. Надо отметить, что козы/козлы традиционно не являются объектами жертвоприношений у удмуртов. Изредка их жертвовали духам болезней.

Также как и на остальных молениях, животные должны быть не мечеными и не кастрированными, у животного не должна быть еще пролита кровь. Если животных на жертвоприношение Инмару и другим божествам покупают вскладчину, то на керемете жертвуют «обещанных» Луду животных: «Кто хочет дать, тот дает. Дают за здоровье или за хороший приплод скота». Поэтому, кто имеет желание пожертвовать Луду животное, после его рождения обещают его божеству, не метят и не кастрируют. Считается большим грехом, за которым последует наказание, если обещанное животное не принести в жертву.

В советский период, в силу определенных обстоятельств, приносить в жертву Луду коней перестали. Обычными жертвенными животными выступали бараны и гуси. Что касается гусей, то считали, что пара их равноценна одному коню. Поэтому, если не было возможности обещать коня или барана, то давали двух гусаков, т.к. жертвенное животное должно иметь четыре ноги.

Татышлинские удмурты на куарнянь высян жертвовали черного и белого баранов, гусака. В д. Удмуртский Шагирт Куединского района в керемете жертвовали разных животных, в зависимости от того на какое поле угодит священная роща, т.к. она была расположена на полевом участке и в зависимости от севооборота там могли посеять озимую рожь, яровые культуры или оставить под паром. Если на этот год засевали на этом поле рожь, то жертвовали жеребенка, если - яровые, то - серую утку или барана, если - пар, то - молились только с пресными лепешками.

Манипуляции с жертвенными животными были такими же, как и при других молениях: проверяли их пригодность в качестве жертвы, обливая их водой; проводили березовыми или еловыми ветками по спине от головы до хвоста, с целью очищения. Туши животных не рубили, а разделывали по суставам, т.к. кости должны сохранить целостность. Традиционно кости жертв развешивали при помощи лыковых веревок на деревья, о чем упоминается в источниках XVIII и XIX веков. У. Хольмберг отмечает, что при жертвоприношении в луде кости жертвенных животных никогда не закапывают, но только сжигают, либо вешают на дерево при помощи лыковых веревок. В 1894 г. при жертвоприношении в луде в д. Большой Качак, как сообщает Ю. Вихманн, все кости связали одной лыковой веревкой и при помощи двух жердей повесили на дерево. В некоторых деревнях, например в д. Асавтамак Бураевского района, кости животных, принесенных в жертву в луде, отвозили в специальные места. В последнее время их просто сжигают. Шкуры животных забирают с собой и продают, деньги используют в культовых целях. О продаже шкур животных, принесенных в жертву в керемете писал еще П.С. Паллас. Вероятно, ранее их тоже развешивали на деревьях, о чем, касаясь удмуртов Казанской губернии, сообщает Г.Ф. Миллер: «в знак своего благоволения вешают также кожи в керемете противу востока на деревах» .

Отличительной особенностью молений в лудэ пырон было также то, что в качестве жертвы использовали лепешки, испеченные из пресного теста. В д. Касиярово Бураевского района для лудэ пырон пекли лепешки в двух домах, где проживали жрецы керемета - керемет кузё, т.к. жители нижнего и верхнего концов деревни составляли две отдельные общины на лудэ пырон, хотя и молились вместе.

Обновлено 21.03.2015 14:08