Злые духи вожо
25.06.2018 19:44

Другую категорию злых духов в удмуртской мифологии составляли вожо: «в пустых, заброшенных за смертью хозяев, домах, живут Вожойос. Вожойос могут принимать различные виды; они являются перед идущими поздно ночью людьми, то углом избы, то столбом; когда нужно вожо, принимает на себя вид людей». По Г.Е. Верещагину, вожо - грозные духи, проявляющие свои действия лишь в течение двух периодов в году: летом во время цветения ржи (инвожо дыр) и зимой во время святок (вожо дыр). В период летнего инвожо дыр запрещались многие действия, например, стирка белья в полдень на реке, копка земли, контакты с чугунными изделиями, испачканными сажей и т.д., иначе может случиться град.

У закамских удмуртов этот период называется музъем вордӥськон (рождение земли). Считается, что земля зачала и ей необходим покой, поэтому в эти дни не позволялось шуметь, разводить костры, копать землю, вбивать колья, полоскать в реке грязное белье, в более ранний период запрещалось надевать пеструю одежду и т.д. Представлений о духах вожо, активизировавшихся к этому времени у закамских удмуртов не сохранилось.

Автором записан лишь один текст, где упоминается вожо: «Если появится чирей, то говорят, что вышел вараш вожо. У реки режут курицу, кровь выливают в воду, перья и кости также отправляют по воде. Кажется, из Вараша сюда также пришли». Видимо здесь описывается жертвоприношение в честь духов болезней прежнего места жительства. Как отмечает информатор, жители деревни Мамады Бураевского района, где был записан текст, скорее всего, пришли из д. Вараш (д. Старый Варяш Янаульского района). Вероятно, в честь духов болезней из д. Вараш (вараш вожо) и проводился вышеописанный обряд. Интересно отметить, что по сообщению А.И. Емельянова, удмурты верили в существование болезнетворных духов ву-вожо (водяной вожо), которым в случае болезни бросали жертвы в воду.