Воспитание детей
12.10.2011 15:04

Детей с малых лет привлекали к хозяйственным работам, приучая их к труду. От родителей и родственников во время совместной работы дети перенимали все необходимые трудовые навыки. К 14—15 годам и девочки, и мальчики умели делать все, что требовалось в крестьянском хозяйстве. Образование же им было малодоступным. В лучшем случае отец отдавал в школу хотя бы одного из сыновей, которого забирал обратно, как только тот выучивался читать и писать. Обучение девочек было редким исключением. Мотивировали это тем, что для них много работы и дома.

Взаимоотношения членов семьи регламентировались обычаем (сям). Младшие члены слушались старших, а те должны были заботиться о младших. В общении удмурты мало пользовались именами. Супруги называли друг друга местоимениями второго и третьего лица (тон, со), детей звали сынок (пие), моя дочь (нылы). Младшие дети, обращаясь к старшим сестрам и братьям или говоря о них, называли их агай, нюню, апай, что значит старший брат, дядя, старшая сестра, тетя. Если их было несколько, то перед термином родства ставили имя. Так же звали они братьев и сестер своих родителей. Родителей своего мужа сноха называла в третьем лице: анайзы, атайзы, то есть их мать , их отец.

Ослушание воли отца и матери осуждалось общественным мнением. Поэтому их волеизъявления и поручения не обсуждались, а исполнялись. Родители решали и вопрос о браке взрослых детей, выбирая им брачных партнеров чаще по своему усмотрению. Женили сыновей и выдавали дочерей, строго соблюдая возрастную очередность. Отмечено соблюдение обычаев левирата, когда вдова выходила замуж за младшего брата умершего мужа, и сорората, согласно которому вдовец женился на младшей сестре умершей жены. Свидетельством последнего остался термин бултыр, означающий в удмуртском языке сестру жены и вторую жену.