Удмуртский народ и этнография

Интерес к проблемам этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно как для всех регионов мира, так и особенно для нашего многонационального государства. И если раньше этнографию часто воспринимали через экзотику дальних стран и путешествий, то теперь пришло осознание этнографии глубинной, кровной, как осознание личностью своей связи с народом, играющей исключительно важную роль не столько в удовлетворении любознательности человека, сколько в гармоническом устройстве жизни, его природного и этносоциального окружения.

Этнография (от греч. «этнос» — народ и «графия» — писать, описывать), по определению выдающегося советского этнографа С. А. Токарева,— это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Из многочисленных определений этнографической науки это, пожалуй, самое краткое и простое. В разных странах эту науку называют по-разному. Наиболее распространенный термин — «этнология», который приобретает официальное признание и в нашей стране.

В настоящее время существенные изменения происходят в теории и практике этнографической науки. Зародившись в середине XIX в., по существу, как описательно-эмпирическая наука, современная советская этнография обладает своим методом и методиками исследования. Она все более становится комплексной наукой, кооперируясь со смежными дисциплинами и формируя новые «пограничные» направления (зтносоциология, этностатистика, этнодемография, этномедицина, этнопедагогика, этноэкология и т. д.). Большие перспективы открываются в связи с широким применением кино- и видеоаппаратуры, обработкой массового материала на ЭВМ, созданием сети информационных банков, т. е. включением этнографии в общее русло научно-технического прогресса. Актуальной задачей, как считают специалисты-этнографы, является всемерное развитие этнографической науки, ее популяризация и пропаганда, неразрывная связь с жизнью, создание в СССР единой Всесоюзной этнографической службы, планомерная работа по гармонизации межнациональных отношений в нашей стране, ликвидация образовавшейся за несколько предыдущих десятилетий «этнографической неграмотности» населения, срочное наведение порядка в народном хозяйстве, а это значит — хозяйстве народов. Совершенно очевидно, что в условиях нашего многонационального Союза крайне необходимы специальные этнографические курсы в школах, ПТУ, техникумах, вузах. Пока же курс «Основы этнографии» читается только в университетах. Лишь в 4-х из них: Московском, Ленинградском, Тбилисском и Казанском — имеются кафедры, где готовят этнографические кадры (к сожалению, профессионалов-этнографов в нашей стране очень мало, всего около 1,5—2 тыс. чел., тогда как, например, в Норвегии их около 3 тыс., в Канаде — 6 тыс., в США — 12 тыс. чел.). В системе АН СССР функционирует ордена Дружбы народов Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, в союзных и автономных республиках также созданы соответствующие этнографические подразделения. Издается академический журнал «Советская этнография». Центральные этнографические музеи: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (где хранятся главным образом зарубежные коллекции) и Государственный музей этнографии народов СССР — находятся в Ленинграде. Уже созданы или еще только формируются региональные этнографические музеи, этнопарки, историко-этнографические музеи (Латвийский музей под открытым небом в Риге, Эстонский национальный музей в г. Тарту, музей-заповедник «Кижи», историко-этнографические комплексы на Украине, в Закавказье, Забайкалье и др.).

Сведения об истории, современном состоянии, тенденции развития зарубежной этнографии можно почерпнуть в соответствующих изданиях.

Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала
21 Двуязычие
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>
Страница 3 из 3